Владивосток по кирпичикам. Благодаря кому военный пост превратился в город
11 июля 2018, 12:00

Экспозиция «Время Дела» в музее им. Арсеньева – это не просто коллекция старинных кирпичей, а настоящий фундамент Владивостока. Из кирпичей с клеймом Алексея Старцева, к примеру, построены многие здания в центре города. А кирпич с клеймом «ОВЛ и Ко» купца первой гильдии Отто Линдгольма использовался при строительстве сухого дока цесаревича Николая. Именно из таких кирпичей сложены самые знаковые постройки приморской столицы и самые яркие страницы ее истории. За каждым артефактом кирпичной экспозиции - славное имя: видные предприниматели и меценаты, внесшие свой вклад в развитие города. О них рассказывает экскурсовод музея им. Арсеньева Лариса Дударовская.

«Это были люди-созидатели. Они мыслили стратегически, хотели реализовать себя и свои идеи в родном государстве. И государство давало им такую возможность».

Кроме того, многие предприниматели того времени не ставили во главу угла деньги. Они были хорошо обеспеченными людьми. Ими двигала любовь к краю и искренний, настоящий патриотизм.

Купец первой гильдии Алексей Старцев в деньгах и правда не нуждался. Незаконнорождённый сын декабриста Николая Бестужева, он появился на свет в Забайкалье примерно в 1838 году, много лет прожил в Китае. И добился успеха и финансовой независимости как чаеторговец в китайском городе Тяньцзине. В конце XIX века он переезжает на Дальний Восток и создает поселок – имение «Родное» на острове Путятина. Запускает там кирпичный завод, который стал единственным в крае, оснащённый паровыми машинами и прессами. Местным белым и красным кирпичом предприниматель обеспечивал половину городских новостроек, а его фарфор был не хуже китайского и японского. Он стал одним из инициаторов создания и членом правления Русско-Китайского банка. Финансировал деятельность Приморского филиала Русского географического общества, огромные средства жертвовал на строительство музеев во Владивостоке.

Старцев

Из Китая в 1882 году переехал на Дальний Восток и еще один известный житель Владивостока Михаил Шевелев. Он родился в Сибири и после обучения был отправлен в русскую православную духовную миссию в Пекине. Там Шевелев нанялся рядовым клерком в крупную компанию «Оборин, Токмаков и Ко», которая торговала чаем. Очень скоро стал совладельцем фирмы, а вывеска трансформировалась в «Токмаков, Шевелев и Ко». Затем предприниматель купил собственный пароход «Батрак» и начал доставлять чай из Китая в Россию. Основал в 1880 году первое русское морское пароходство на Дальнем Востоке - судоходную компанию «Шевелев и Ко». Занимался благотворительностью, отдавал огромные деньги на образование, культуру, науку, нужды переселенцев, организацию и проведение экспедиций по поиску нефти на Сахалине.

Шевелев

Арест и последующая ссылка в Восточную Сибирь открыли неожиданную страницу в жизни Михаила Янковского, ученого и исследователя. В 1874 году Янковский становится новым управляющим золотым рудником на острове Аскольд. Там ему удалось покончить с браконьерами и хунхузами, запретить отстрел пятнистых оленей, завезти на остров фазанов. Наведение порядка на острове хорошо сказалось и на общей добыче золота. В 1898 году Янковскому вернули его дворянство, отнятое во время ссылки. Но вместо того, чтобы переселиться куда-то поближе к центру, он переезжает на полуостров Сидеми. И там продолжает свою деятельность как предприниматель, ученый и исследователь.

Янковский

Михаил Суворов с 1880 по 1887 годы проходил на Дальнем Востоке военную службу, а после увольнения в запас остался жить во Владивостоке. Быстро превратился в крупного строительного подрядчика, купца 1-й гильдии. Его считают самым щедрым благотворителем в истории Владивостока. Он жертвовал средства как на общественные цели, так и в частном порядке. Например, на строительство Народного дома имени Пушкина он отдал большие по тем временам деньги - 80 тысяч рублей. Особенно активно Михаил Суворов помогал детям из бедных семей.

Суворов

Единственный глава Владивостока, который пробыл на этом посту более 20 лет, Михаил Федоров, приехал во Владивосток из Херсона. И влюбился в город и его окрестности. Купил небольшой пассажирский пароход и начал возить грузы и людей по реке Суйфун. Позже построил завод, лесопилку, городские здания. В 1875 году стал первым городским головой.

Многие специалисты отмечают, что в те времена - в конце 19-го века - создавались благотворительные фонды. На общественные деньги создавались детские приюты и устраивались праздники с выдачей подарков.

Если провести аналогию тех времен с современностью, то по сути предприниматели и власти находились в государственно-частном партнерстве. Именно такой подход позволил Владивостоку развивать инфраструктуру и совершенствовать социальную сферу региона. Государственно-частное партнерство активно используется и во многих современных городах. К примеру, в сфере ЖКХ, здравоохранения и туризма. Знаменитая Эйфелева башня, кстати, тоже возникла, как результат сотрудничества бизнеса и власти. С использованием такого механизма было завершено и строительство евротоннеля, соединяющего Англию и Францию под проливом Ла-Манш. И если во Владивостоке строительство ВКАДа будет реализовано с помощью средств инвесторов, то дорога также станет отличным примером государственно-частного партнерства.  

В том, что от жителей во многом зависит, какой будет кирпичная кладка 21 века и чьи имена будут вписаны в новую историю Владивостока, уверен и глава города Виталий Веркеенко. Он неоднократно призывал поменять отношение к родному городу и искоренить культуру «временщика», приветствуя любые предложения и инициативы, направленные на развитие города. И горожане активно откликаются на призыв главы города. Так, благодаря предпринимателям Владивостока благоустраиваются городские территории, высаживаются деревья, реализуются благотворительные проекты и т. д. Кроме того, представители бизнес-сообщества краевого центра предложили создать банк предпринимательских инициатив, где все желающие могут внести свой вклад в развитие города, выбрав проект по душе и по силам и реализовав его. 

«Владивосток – наш общий дом, и я хочу, чтобы его жители осознали, что границы дома не заканчиваются дверями квартир, а простираются дальше, на подъезд и улицу, и на весь город, в котором мы живем. Призываю быть нетерпимыми к неуважению к своему дому, неравнодушными и инициативными в желании сделать его лучше, красивее, комфортнее. Нужно перейти от любви созидательной к любви деятельной. Уверен, что в этом – залог процветания нашей родины», - отметил Виталий Веркеенко.

Девизом нового общественного движения во Владивостоке должен стать слоган «Видишь? Можешь? Сделай!». Именно такой интерактивный сервис создают при администрации города, для того чтобы совместно решать городские задачи.

 Инесса Розенблит, rozenblit@vlc.ru

Благодарим за предоставленную информацию сотрудников музея им. Арсеньева

Фото с ресурсов https://www.liveinternet.ru

Портал «Старый Владивосток»

www.wikipedia.org

 

 

  • Единая дежурная
    диспетчерская служба:
    2-222-333
  • Оперативный дежурный
    ЕДДС по вопросам
    содержания жилфонда:
    237-09-22
    237-09-20
  • «Горячая линия»
    по работе общественного
    транспорта г. Владивостока:
    2614-334
  • Диспетчерский центр
    по работе
    общественного транспорта:
    260-52-52